Типовой бизнес-план открытия медицинского центра разрабатывался ЭКЦ «Инвест-Проект» для различных проектов в 2008, 2010, 2013, 2014 и 2015 гг.
Дата расчетов: 26.07.2016.
Валюта расчетов: рубли.
Период планирования: 5 лет помесячно.
Методика планирования: международные рекомендации UNIDO, собственные методики.
Цель бизнес-плана – расчет экономических, производственных и маркетинговых параметров открытия медицинского центра для подтверждения его экономической эффективности и привлечения финансирования.
Бизнес-план содержит укрупненные данные по проекту, отражает концепцию медцентра и является техническим заданием для разработки проектной документации, получения медицинской лицензии и дальнейшей проработки с учетом требований банка, органов власти, партнеров.
Финансово-экономическая модель бизнес-плана: разработана по авторской методике ЭКЦ «Инвест-Проект» специально для открытия частных медицинских учреждений и показывает, при каких условиях предприятие может достичь успеха.
При покупке бизнес-плана фин. модель предоставляется бесплатно, что позволяет заказчику менять значения финансовых, производственных и экономических параметров под свои потребности и найти оптимальное решение.
Концепция медицинского центра
По проекту планируется арендовать качественное коммерческое помещение площадью от 1000 кв. м и открыть современный многопрофильный медицинский центр с отделениями:
1. стоматологии,
2. гинекологии / урологии,
3. терапевтическим отделением (терапевт, отоларинголог, офтальмолог, дерматолог и невропатолог),
4. диагностическим отделением,
5. обслуживанием на дому.
Параметры медицинского центра:
1. общая площадь центра – 1 000 кв.м. в аренде по ставке *** тыс. руб. / кв.м. / год;
2. режим работы медцентра: круглосуточно без выходных;
3. численность персонала: 59 чел.;
4. производственная мощность медцентра: до *** тыс. услуг (приемов) в месяц;
5. плановая загрузка медцентра: *** тыс. услуг (приемов) в месяц (75% от мах);
6. «средний чек»: 2 150 руб. / посещение;
7. себестоимость услуг: *** руб. / пациент (з/п врачей + расходные материалы);
8. удельная стоимость вложений: 70 000 руб. / кв. м;
9. плановая выручка медцентра: *** млн. руб. в месяц;
10. система налогообложения: ОСН (при льготном НДС 0%).
Потребность медицинского центра в инвестициях
Для реализации проекта потребуется 70 000 000 руб. (1 083 088 долл.) в виде банковского кредита (**%) и средств инвестора (**%). Срок окупаемости инвестиций – ** года.
Привлекательность рынка платной медицины
Объем российского рынка платных медицинских услуг по данным Росстата в 2014 году составил 474,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 14%. С учетом теневого сектора объем рынка может составлять 545 - 590 млрд. рублей в год.
Рынок платных медицинских услуг по-прежнему демонстрирует рост, несмотря на изменение экономической ситуации в РФ. Однако этот рост обеспечен только увеличением цен на медицинские услуги, число оказанных платных медицинских услуг сокращается.
Московский рынок платных медицинских услуг составляет порядка 25% всего российского рынка, а темпы роста оцениваются разными источниками на уровне от 15 до 30% в год. По экспертным оценкам, емкость московского рынка платных медицинских услуг года составляет 188 млрд. руб. Соответственно, целевая доля рынка планируемого медцентра не превысит 0,07%.
В Москве в 2015 г. функционировали в общей сложности 3170 медицинских учреждений, крайне неоднородных по профилю, численности сотрудников и числу пациентов. За 2014-2015 гг. число медучреждений в Москве сократилось на 5%.Тенденция к уменьшению числа медучреждений наметилась с 2012 г: некоторые больницы и роддома были объединены в многопрофильные клинические центры, а некоторые – переданы коммерческим организациям по договору концессии.
Сегодня на московском рынке платных медицинских услуг представлен весь спектр ЛПУ:
- федеральные,
- государственные и ведомственные медицинские учреждения,
- НИИ,
- профильные институты,
- частные клиники.
У всех этих медицинских учреждений есть как преимущества, так и недостатки, поэтому в ближайшее время конкурентная борьба за пациентов будет непростой для всех участников рынка. Чтобы добиться успеха, нужен профессиональный бизнес-план.
Сегментация медицинских центров
Медицинские центры сегментируются следующим образом:
1. медицинские центры: детские, стоматологические, гинекологические, косметологические, центры артрологии, андрологии, неврологии, венерологии, аллергологии и иммунологии, кардиологии, терапии и т.д.,
2. гомеопатические центры;
3. центры нетрадиционного лечения;
4. офтальмологические центры;
5. центры пластической хирургии;
6. психологической помощи;
7. хирургические центры.
Топ-10 медицинских центров в Москве это 123 клиники. Лидером рынка по количеству филиалов сетей является сеть МЕДСИ – 24 филиала в Москве.
Основные задачи руководства медицинского центра:
1. обеспечить привлечение финансирования не более чем под **% годовых при обеспечении **% средств инвестора;
2. не превысить бюджет на создание материально-технической базы медцентра в размере *** млн. руб.;
3. обеспечить продажи услуг по ценам не ниже:
4. стоматология: *** тыс. руб. / посещение,
5. отделение гинекологии / урологии: *** тыс. руб. / посещение,
6. терапевтическое отделение (терапевт, отоларинголог, офтальмолог, дерматовенеролог, невропатолог): *** тыс. руб. / посещение,
7. по процедурам (диагностическое отделение): *** тыс. руб. / посещение,
8. обслуживание на дому по контракту: *** тыс. руб. / чел. / год;
9. обеспечить затраты центра в пересчете на 1 прием: не более *** руб.;
10. набрать квалифицированный медицинский и административный персонал с фондом оплаты труда в размере *** млн. руб. в месяц и штате в 59 человек;
11. не превышать текущих затрат в объеме *** млн. руб. в среднем в месяц с учетом сезонности;
12. подписать трудовые договора с медицинским персоналом и договор аренды, получить разрешительную документацию и лицензию, завершить подготовку помещения, закупить и установить медицинское оборудование и мебель не позднее 6 месяцев с момента начала финансирования.
Целевые финансовые показатели проекта:
1. среднемесячная выручка – не менее *** млн. руб. / месяц;
2. среднегодовая выручка – не менее *** млн. руб. / год;
3. суммарная выручка за прогнозный период (5 лет) – *** млн. руб.;
4. текущие расходы, в т.ч. аренда, ЖКУ, эл. энергия, расходные и медицинские материалы – *** млн. руб. / месяц;
5. налоговые отчисления за прогнозный период – *** млн. руб.;
6. чистая прибыль за прогнозный период – *** млн. руб.;
7. среднемесячный доход владельца проекта (после уплаты налогов и возврата вложенных средств) – *** млн. руб. / месяц;
8. доля чистой прибыли в выручке (см. лист «ОПУ») – **%;
9. точка безубыточности – *** млн. руб. / мес.;
10. чистая прибыль – *** млн. руб.;
11. IRR проекта – ***%;
12. PI проекта – *** б/р;
13. NPV проекта – *** млн. руб.
14. дисконтированный срок окупаемости – *** месяцев.
Типовой бизнес-план медцентра может быть модифицирован:
1. по специализации (гинекология, дерматология и венерология, неврология, психология, педиатрия, косметология, аллергология, ветеринария и др.)
2. по региону (Московская обл., Санкт-Петербург, Н. Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск и др.)
3. по площади здания медицинского центра (до 1 тыс. кв. м, от 1 до 5 тыс. кв. м, более 5 тыс. кв. м - строительство / аренда / перепрофилирование),
4. по профилю (набору услуг, специальностей врачей),
5. по ценовой политике (эконом-, бизнес-, премиум),
6. по стоимости и ассортименту медицинского оборудования (например, лаборатория, хирургия, стационар),
7. по санитарному транспорту.
Бизнес-план также может быть расширен маркетинговым исследование по теме.
Итого типовой бизнес-план медицинского центра содержит 213 страниц, 38 таблиц, 18 графиков, 9 диаграмм, а также финансово-экономическую модель проекта в Excel.